Сборник ответов на ваши вопросы

ГлавнаяКатегорияРазное → Тестостерон: гормон, меняющий обучение

Как тестостерон на самом деле меняет реакцию мужчины на угрозы?

 

Когда речь заходит о тестостероне, что первым приходит на ум? Вероятно, образы брутальности, мышечной массы, агрессии и, возможно, рискованного поведения. Этот гормон окутан мифами, и его репутация, скажем прямо, неоднозначна. Его часто винят в излишней импульсивности и даже в асоциальном поведении. Но что, если тестостерон работает гораздо тоньше? Что, если его основное влияние заключается не в том, чтобы заставить нас рисковать, а в том, как мы учимся (или не учимся) избегать опасности? Недавнее исследование проливает свет на этот интригующий вопрос, и его результаты могут вас удивить. Давайте разберемся, как этот знаменитый гормон на самом деле настраивает мужской мозг.

 

Тестостерон: Больше, чем просто «мужской» гормон

Для начала, важно понимать: тестостерон это не просто «допинг для агрессии». Это ключевой стероидный гормон, присутствующий у обоих полов (хотя у мужчин его концентрация значительно выше), и он выполняет массу жизненно важных функций. Он влияет на плотность костей, распределение жира, мышечную массу, выработку красных кровяных телец и, конечно, на либидо.

Мужчина и тестостерон

Но нас сегодня интересует его роль в поведении. Ученые давно пытаются понять связь между тестостероном и сложными когнитивными функциями, особенно теми, что касаются принятия решений в стрессовых ситуациях. Как мозг под его влиянием решает, что опасно, а что нет? И как он учится на своих ошибках?

 

Удивительный эксперимент: как гормон изменил реакцию на угрозу

Чтобы выяснить это, группа ученых провела хитроумный эксперимент. В нем приняли участие 80 здоровых молодых мужчин. Половина из них получила дозу тестостерона (в виде геля, нанесенного на кожу), а другая половина получила плацебо, то есть «пустышку». Ни участники, ни экспериментаторы (до конца исследования) не знали, кто в какой группе оказался. Это стандартный и самый надежный метод для проверки реального эффекта вещества.

Затем началось самое интересное. Мужчинам предложили пройти задание на компьютере, которое можно назвать «обучением избеганию угрозы».

  1. Участникам показывали на экране различные геометрические фигуры.
  2. За некоторыми фигурами следовал неприятный, но безвредный, легкий удар током по руке.
  3. За другими фигурами ничего не следовало.
  4. У мужчин была возможность научиться избегать удара. Они могли нажать кнопку, если «чувствовали», что сейчас последует «наказание».

Задача состояла в том, чтобы как можно быстрее научиться распознавать «опасные» фигуры и вовремя нажимать кнопку, избегая дискомфорта. Звучит довольно просто, не правда ли? Но именно здесь и скрывался дьявол, вернее, гормон.

 

Сознание против интуиции: главный вывод исследования

Оказалось, что обе группы, и тестостероновая, и плацебо, в конечном счете одинаково хорошо научились избегать ударов током. Но вот как они это делали, различалось кардинально. Исследователи обнаружили, что наш мозг использует два разных способа для обучения в таких ситуациях:

  • Сознательное обучение (или эксплицитное). Это когда вы четко осознаете правило. Например: «Ага, если я вижу синий квадрат, то будет удар. Я должен нажать кнопку». Это логический, аналитический путь, требующий внимания и формирования четкой стратегии.
  • Интуитивное обучение (или имплицитное). Это то, что мы называем «чутьем» или «нутром». Вы можете еще не сформулировать правило, но ваше тело уже реагирует. Вы просто чувствуете, что вот эта фигура «нехорошая», и рука сама тянется к кнопке, даже до того, как вы успели подумать «почему». Это более древний, автоматический механизм.

Так вот, группа плацебо активно использовала оба этих механизма. Мужчины учились и головой, и «нутром». А вот у группы, получившей тестостерон, картина была иной. Они почти полностью полагались на сознательное обучение. Их мозг, по сути, игнорировал интуитивные, автоматические подсказки и решал задачу исключительно «в лоб», с помощью логики и сознательно выстроенных правил. Их интуитивное обучение было практически подавлено.

 

Почему это знание так важно для всех нас?

Что же это означает на практике? Казалось бы, какая разница, как именно человек научился, если результат достигнут? Разница огромная, и она касается такого важного понятия, как гибкость поведения.

Представьте, что правила игры внезапно меняются. Теперь «опасной» становится другая фигура. Человек, использующий оба типа обучения (сознание и интуицию), быстрее адаптируется. Его «чутье» уловит новые паттерны, даже если сознание еще не успело перестроить стратегию. А вот человек, полагающийся только на «железную логику» и старые правила, окажется в тупике. Он будет упорно жать на кнопку при виде синего квадрата, хотя тот уже давно безопасен.

Ученые предполагают, что именно этот сдвиг в сторону исключительно сознательного контроля (и подавления интуиции) может лежать в основе некоторых проблем. Повышенный уровень тестостерона, возможно, делает поведение более ригидным, менее гибким. Это может быть связано с тем, почему мужчины, по статистике, более склонны к расстройствам, характеризующимся жесткими, повторяющимися моделями поведения (например, зависимости или некоторые формы антисоциального поведения).

Когда человек не может гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства и «сигналы» от мира или собственного тела, он рискует застрять в неэффективной или даже разрушительной колее.

Это исследование, конечно, не демонизирует тестостерон. Оно лишь показывает, каким сложным и многогранным является его влияние. Он не просто толкает на риск. Он, возможно, меняет сам способ, которым мы воспринимаем мир и учимся в нем выживать, заставляя нас больше доверять холодному расчету и меньше прислушиваться к своей интуиции.

 

Автор: Олег Кербиков
Это интересно:
Ваш комментарий (без регистрации):


Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера