Авиакатастрофа: есть ли шансы на выживание у пассажиров? Насколько они велики?
Страх перед полётом на самолётах присутствует у многих людей, даже у тех, кто никогда не поднимался на борт воздушного судна. Новости о крушениях и гибели сотен пассажиров наталкивают на не самые приятные мысли, да и кинематограф подкидывает пищу для размышлений. Учёные пытаются доказать, что чисто статистически вероятность данного события не так уж велика, но это слабое утешение для тех, кто погиб в авиакатастрофе.
Реально ли выжить во время крушения?
Среди населения распространён миф о том, что любая катастрофа, произошедшая с самолётом, подразумевает гибель всего экипажа и всех пассажиров в полном составе.
На самом деле:
- В 95.7% случаев на борту остаются выжившие люди;
- Почти все ЧП происходят при посадке или взлёте – рядом всегда есть наземные службы, готовые прийти на помощь;
- Поведение пассажира во многом определяет, спасётся он или погибнет;
- Даже самые ужасные крушения не всегда сопровождаются пометкой «никто не выжил».
Резкое падение на водную гладь или земную твердь – настоящая редкость, свидетельствующая о неисправности оборудования. Куда чаще пилоты допускают ошибку во время посадки или, выполняя взлёт, именно первые и последние 5 минут самые опасные – на них приходится максимальное количество авиакатастроф.
Никаких эффективных способов борьбы с этим ещё не придумали, так что остаётся лишь заботиться о собственной безопасности всеми подручными средствами.
Какая часть самолёта безопаснее?
Планируя перелёт, мы всегда сталкиваемся с необходимостью выбрать билет. По этой части, американские и британские учёные провели ряд исследований, включая сбор статистических данных и опрос выживших пассажиров. Пришли они к диаметрально противоположным выводам.
Американцы утверждают, что лучше всего покупать билеты в хвостовой части – шансы на выживание увеличиваются на 40% по сравнению с другими пассажирами. А вот англичане непреклонны – чем ближе к кабине пилота, тем лучше.
С другой стороны, истории авиационных катастроф знакомы случаи, когда у самолёта попросту отваливался хвост. Впрочем, шансы на выживание кого-либо, в таком случае, резко падают – независимо от того, в какой именно части судна вы заняли место.
Расположение мест в самолете: какие выбрать?
Куда важнее – наличие рядом аварийных выходов:
- Необходимо выбирать места прямо перед этими люками;
- Максимально допустимая удалённость – 5 рядов;
- Места возле прохода куда безопаснее тех, что расположены у иллюминатора;
- На пути к выходу не должно быть никаких препятствий.
Главная задача любого выжившего – максимально быстро добраться до места, с которого можно осуществить эвакуацию. Теоретически, всем процессом должны руководить стюардессы, но надеяться на других в условиях катастрофы не приходится, лучше рассчитывать только на свои силы.
Запомните расположение ваших мест и самый короткий путь к спасительному выходу. Неизвестно, в каких условиях вы будете до него добираться – отсутствие света, застилающая глаза кровь и крики паникующих пассажиров совсем не помогают ориентированию в пространстве. Если необходимо преодолеть всего несколько рядов – даже в таких ужасающих условиях ‒ сделать это вполне реально.
Приятно наблюдать за полётом в иллюминатор, наслаждаясь видом под крылом самолёта. Только не в тех случаях, когда воздушное судно отправится на незапланированную посадку. Спасать свою жизнь, предварительно пробравшись через целый ряд сидений, куда сложнее – уйдут драгоценные секунды на то, чтобы растолкать или продвинуть всех тех, кто станет на пути между вами и спасением.
Правильная одежда для полётов
Казалось бы, огромные металлические конструкции не особо склонны к горению. Проблема в наличии огромного количества горючего, которое способно превратить фюзеляж самолёта в горящий и смертельно опасный факел.
Конечно, так далеко дело не заходит, в большинстве случаев, но ситуации с возгоранием встречаются при многих катастрофах. Поэтому необходимо правильно подобрать одежду:
- Синтетика хорошо горит и плавится, что делает её крайне небезопасной для полётов;
- Шорты и мини-юбки оставляют ноги незащищёнными от языков пламени;
- Футболки и топики могут стать причиной ожога рук и туловища;
- Обувь на каблуке не рассчитана для бега, особенно в условиях повсеместной паники;
- Резиновые шлёпанцы не только быстро плавятся, но ещё так и норовят слететь с ноги во время преодоления препятствий.
Что касается обуви – двигаться придётся быстро и в ужасных условиях. Это будут самые тяжёлые и опасные метры в вашей жизни, преодолевать их на шпильках или в шлёпках – не лучшая идея.
Как выжить во время катастрофы?
В стрессовой ситуации не получится действовать по заранее намеченному плану. Все знания испарятся из головы и останутся лишь инстинкты. Впрочем, у небольшой части населения выходит сохранить трезвость ума и действовать согласно заготовленным инструкциям:
- Застегните ремень, чтобы не летать по всему салону;
- Упритесь лбом в переднее сидение и обхватите голову руками – снизит риск черепно-мозговой травмы;
- Подожмите ноги под себя, а вперёд поставьте ручную кладь, чтобы не проскользнуть под впереди стоящее сидение и не сломать ноги;
- Надевайте кислородную маску сперва на себя, а потом уже на других, если не сможете позаботиться о собственной персоне, не получится помочь и никому из окружающих;
- Пытайтесь как можно быстрее покинуть салон – статистика говорит, что у вас на это не более 90 секунд;
- Слушайте инструкции от членов экипажа;
- Удаляйтесь от места авиакатастрофы на 200 и более метров;
- Самостоятельно оказывайте первую помощь себе и окружающим, если кареты скорой ещё не приехали на место.
Большая часть действий кажется довольно логичной, предугадать их можно чисто инстинктивно – группироваться, как можно быстрее выбираться из самолёта и бежать как можно дальше от обломков. Но объятые страхом мы не особо задумываемся о логичности своих поступков.
Каждое научное исследование пытается убедить нас, что самолёты – безопасны. Проблема заключается в том, что статистические выкладки совершенно неинтересны, когда обнаруживаешь себя в салоне воздушного судна, стремительно теряющего высоту.
Видео про безопасность полетов и аэрофобию
В данном ролике Леонид Ложкин расскажет, как можно выжить в авиакатастрофе, в какой части самолета безопаснее: