Чем отличается плацкарт от купе: различия в комфорте и в цене
Сегодня на российских железных дорогах курсируют девять различных типов транспортных средств. К услугам пассажиров представлены сидячие, спальные, общие и др. поезда. Но в большинстве случаев выбор делают из двух наиболее массовых вариантов. Рассмотрим, чем отличается плацкарт от купе по цене, конструкции и набору базовых услуг.
Что такое плацкарт?
Плацкартный вагон является самым популярным средством передвижения по железным дорогам среди населения России. Название ему было дано по добавочному талону к проездному – плацкарте – по которому пассажир получал право на занятие места под определенным номером. С течением лет от этой идеи отказались, и сегодня билеты могут продаваться без указания на конкретное место.
Типичная конструкция данного несамоходного транспортного средства включает в себя:
- 9 отделений вместимостью по 6 человек каждое;
- Помещение служебного пользования для управляющего системой дежурного;
- Отсеки для проводников;
- Туалеты с умывальниками;
- Водонагреватель;
- Коридоры.
Такие средства передвижения использовались еще в Российской Империи и имели длину от 14 до 18 метров. После Революции стали производиться более длинные модели – более 20 метров – для поездов дальнего следования.
Помещение для пассажиров
Плацкартное купе не претерпело значительных отличий с советских времен. Одна из популярных модификаций ЦМВО-66 была впервые выпущена на железные дороги в 1966 году и эксплуатируется до сих пор.
Параметры салона выглядят следующим образом:
- Отсек вмещает шесть пассажиров. Каждый из них имеет собственную полку для сна;
- Для общего пользования предназначены пара столиков и шесть багажных отделений. Последние находятся под нижним ярусом полок;
- Имеются два окна, одно из которых (что над столиком) можно открывать;
- Высота помещения составляет 2,86 метров (сравнимо с высотой потолков в стандартной советской квартире);
- Длина и ширина примерно одинаковы – около 1,8 метров;
- Стандартная спальная полка имеет габариты 1,7 на 0,58 метров.
Приведенный набор характеристик не обеспечивает должного комфорта в длительной поездке. Самые высшие чины РЖД неоднократно критиковали плацкартные вагоны за отсутствие приватности и безопасности. Однако отказываться от нее в ближайшее время не намерены, поскольку такой способ передвижения является единственным доступным для миллионов россиян.
На каких местах в плацкарте есть розетки?
Современные путешествия на тысячи километров невозможно представить без умных устройств, которым необходима каждодневная подзарядка.
Старые модели поездов имели источник тока только в туалете (для электробритв) и в служебном помещении проводников. Причем сеть была крайне нестабильна и то и дело норовила повредить устройство.
В подавляющей части модификаций вагонов розетки находятся в следующих купе:
- Второе (полки с номерами с 5 по 8);
- Восьмое (29–32 места);
- Боковые (39–40 в старых поездах и 41–42 в новых).
При подключении устройств к розеткам в поезде необходимо учитывать, что:
- Они предназначены лишь для маломощной техники (например, мобильные телефоны);
- Источники питания по умолчанию отключены и могут быть бесплатно включены проводником по просьбе пассажира;
- РЖД не несет ответственности за повреждение дорогостоящей техники из-за неисправного напряжения.
Отличия между типами вагонов
Купейные вагоны обладают рядом преимуществ в сравнении с более дешевым собратом:
- Вагоны II класса рассчитаны на перевоз меньшего количества пассажиров. Каждый отсек имеет на 2 места меньше, чем плацкарт (отсутствуют боковые полки). Меньшая скученность людей на единицу площади положительно сказывается на комфорте передвижения;
- Места для сна имеют больший размер и подойдут даже очень высоким людям;
- Как заявляют в РЖД, на отечественных железных дорогах уже сегодня курсируют около 150 купе, приспособленных для людей с ограниченными возможностями;
- Имеются два туалета (против одного в III классе);
- Спальные места отделяются от коридора дверьми;
- Есть возможность разделения по половому признаку. По отдельной просьбе можно избежать поездки с представителем противоположного пола (чем особенно часто пользуются женщины).
Различия в стоимости
Учитывая разрыв в комфортабельности между вагонами II и III класса, выбор в пользу первых кажется очевидным. В 2015 году директор РЖД Владимир Якунин предлагал оставить только II класс как более удобный для передвижения.
Однако чаяния «эффективного менеджера» так и не были осуществлены по причине ценовой политики монополиста:
- Стоимость билета в купе выше, чем в плацкарте на 100–200%. Учитывая такую разницу в цене, разрыв в качестве услуг кажется не столь катастрофическим;
- Цены даже на самые дешевые билеты растут и в кризис: в 2017 году рост составил 4% по сравнению с ценами прошлого года;
- Даже стабильная и экономически процветающая Европа не спешит отказываться от дешевых моделей транспорта, осознавая социальную значимость такого способа поездок.
Уровень комфорта и приватности – вот чем отличается плацкарт от купе, но это приходится щедро оплачивать. Стоят ли лишние несколько тысяч рублей пространства над головой и меньшего количества соседей, каждый решает сам. В кризисные годы миллионам россиян приходится все чаще жертвовать комфортом ради экономии.
Видео про основные отличия
В данном ролике будет рассказано, что можно пропустить, если ездить в купе а не в плацкарте: