Конфронтация: значение слова, определение. Что такое конструктивная конфронтация в конфликте?
Чисто теоретически, любой интеллигентный человек должен обладать богатым словарным запасом и знать достаточно «заумных» слов. На деле, пользы с этого практически никакой. Но можно попасть и в неловкие ситуации. Вот говорит сосед, что у него с кем-то конфронтация, значение слова вам непонятно и как относиться к ситуации тоже неясно. Но стоит ли ради таких редких случаев штудировать словари?
Своя точка зрения
Свою позицию всегда необходимо отстаивать:
- Окружающие будут пытаться навязать свое мнение, им это выгодно;
- Только наличие собственной точки зрения поможет как-то изменить окружающий мир;
- Свой взгляд – часть индивидуальной личности, без него вы станете серой массой;
- Конфликты естественны, они происходят и помимо вашего желания, их не следует бояться.
Теоретически, у каждого человека может быть свое мнение, которое он попытается навязать всем окружающим. Это только его видение окружающего мира и как бы активно на вас не давили, не следует менять собственную позицию на определенные вещи только из-за того, что кто-то думает иначе.
Можно выслушать аргументы, можно вступить в спор. Но принимать на веру все сказанное не стоит, не все используют только честные приемы и не подтасовывают факты.
Что такое конфронтация в конфликте?
Конфронтация представляет собой развертывание конфликта, противопоставление двух различных позиций:
- Происходит в споре или возникшей конфликтной ситуации;
- Может проходить как между двумя людьми, так и между целыми социальными группами;
- Подразумевает под собой столкновение двух противоположных мнений, защитники которых не собираются сдаваться;
- Проходит в культурной форме;
- Может быть как конструктивной, так и деструктивной.
Для понимания, все обычно происходит по примерно такой схеме:
- Начальник приходит и говорит, что в субботу придется выйти на работу;
- Под этим он подразумевает, что труд никаким образом не будет оплачен и все будет сделано «за спасибо»;
- Сотрудник заявляет, что ничего такого он делать не собирается, он еще в здравом уме;
- Руководитель пытается пригрозить выговорами, штрафами или даже увольнением;
- Работник напоминает о Трудовом кодексе РФ и шлет нанимателя куда подальше;
- Спор прекращается или переходит в другую стадию.
Вступление наемного работника в конфронтацию происходит в тот момент, когда он возражает против незаконного требования работодателя. В аргументированную плоскость диалог переходит в тот момент, когда сотрудник упоминает ТК.
Теоретически, если человек в этой ситуации сразу же согласится выйти на работу, никакой конфронтации и не будет. Но зачем такое нужно?
Что такое конструктивная конфронтация?
Любая конфликтная ситуация должна быть конструктивной и аргументированной. Для этого следует:
- Держать происходящее под контролем, «не давать воли» эмоциям;
- Заранее подготовиться, если это вообще возможно, изучив основы проблемы;
- Не переходить на личности;
- Использовать только факты во время спора;
- Аргументировать свою позицию;
- Донести до собеседника и заставить его прислушаться к сказанному.
Не стоит срываться на крик, оскорбления и банальную ложь. Это не поможет в разрешении проблемной ситуации и не поможет выйти победителем из сложившегося конфликта.
У любой проблемы есть свои предпосылки и для начала следует разобраться в них:
- Что привело к возникновению проблемы;
- Каким способом ее можно было бы избежать;
- Кто спровоцировал возникновение инцидента;
- Существуют ли пути выхода из сложившегося тупика.
Но для этого необходимо подумать, потратить время и «пошевелить мозгами». Возможно, придется даже признать свои ошибки или вину по отдельным пунктам.
Как разделять работу и личное?
Конфронтация по одному вопросу не означает, что с человеком вы стали врагами на всю жизнь:
- Необходимо уметь разделять проблемы;
- Личные и рабочие моменты не должны идти «рука об руку»;
- Можно спокойно общаться с тем, у кого другой взгляд на одну какую-то ситуацию;
- Не стоит ассоциировать конкретного человека с проблемой и переносить на него негативное восприятие ситуации.
В западной культуре это прослеживается лучше, особенно, что касается рабочих моментов. Два сотрудника одной компании могут высказывать диаметрально противоположные мнения и склонять руководство к разным направлениям развития. А в пятницу вечером они будут собираться в баре, гулять, рассказывать друг другу истории и смеяться. Как ни в чем не бывало.
У нас, если на работе происходит пусть даже мелкий конфликт, работники становятся врагами, на долгие месяцы или даже годы и эта вражда прослеживается во всем. Особенно заметно это в женских коллективах.
Частые конфликты могут свидетельствовать сразу о нескольких вещах:
- В коллективе есть какие-то реальные проблемы;
- Человек пытается всем навязать свое собственное мнение;
- Окружающие слишком резко реагируют на любое проявление индивидуальности.
Споры и конфликтные ситуации
Конфронтация – противостояние, столкновение двух различных мировоззрений и их противоборство:
- Самый доступный и понятный синоним – конфликт;
- Предполагает отстаивание прав, собственных или чужих;
- Требует наличия силы воли и готовности «стоять на своем»;
- В идеале – держится в определенных «цивильных» рамках.
Вступать в конфронтацию не так уж сложно, для этого достаточно не согласиться с мнением или требованием, которое вам кажется неправильным. Дальше собеседник все сделает за вас, достаточно просто сидеть и слушать аргументы, наблюдая за покрасневшим лицом оппонента.
Если перед вами импульсивный и эмоциональный человек, логичные аргументы на него не подействуют, скорее всего. Так что надо либо «дать ему остыть», либо самому вести себя эмоционально. Если вы не уверены в том, что сможете перекричать соперника или попросту этого не хотите – лучше и не начинать.
Если у вас уже произошла с кем-то конфронтация, значение слова можно и не знать, главное – отстаивать свою позицию и не выходить «за рамки». Во всяком случае, если оппонент этого не делает.
Видео о конфронтации
В этом видео лектор Андрей Данилов расскажет, что считается конфронтацией с церковью: