Клиринг: что это такое? Определение клиринга доступно, простыми словами
Еще одно заимствованное понятие, пришедшее к нам из другого языка и прочно закрепившееся в общем употреблении – клиринг, что это мы не всегда понимаем. Вроде похоже на название компаний, предоставляющих услуги по уборке помещений. На самом деле это абсолютно не так.
Клиринг: что это простыми словами?
Клиринг – способ взаимовыгодных расчетов по безналичной схеме между несколькими участниками: предприятиями, странами, банками. Проще говоря, клиринг – процедура уравновешивания финансовых оборотов без денег.
Например, один контрагент передает другому орехи стоимостью 200 долларов за тонну, а тот в ответ отдает автомобили по цене 2000 долларов за штуку. В таком случае при продаже 200 тонн орехов в счет 20 автомашин будет соблюден баланс взаимовыгодных выплат не требующий денежных переводов – обмен, бартер.
Сегодня создаются специальные клиринговые компании, которые уполномочены обеспечивать такие сделки. В их обязанности входит:
- Составление договоров, устанавливающих условия расчетов между сторонами.
- Уравновешивание стоимости.
- Определение количества и вида товаров.
- Обеспечение безопасности всех сделок.
Наличные расчеты могут производиться только между партнерами с целью выравнивания накопившейся разницы. Клиринговые организации обязаны получать лицензию на проведение своей работы регулируемую центральным банком страны.
Типы безналичных расчетов
Условия сделки бывают разные, поэтому существует несколько типов расчетов:
- Простой клиринг – оформление обязательств каждой стороны и расчет стоимости совершенной сделки.
- Банковский – вид расчета по безналичной схеме среди банков, основанный на равноценном взаимозачете платежей.
- Многосторонний – производится между многочисленными участниками соглашения.
- Валютный безналичный расчет – предусматривает международные зачеты выплат за товары и услуги равноценной стоимости в клиринговой валюте – выбранная всеми участниками денежная единица.
Во время финансового кризиса клиринг сыграл важную роль. Он вышел за рамки привычного и начал работать, как вспомогательное средство расчетов между предпринимателями через банк. Это дало возможность уменьшить нехватку денег выпускаемых государством в обращение и восстановить экономическое равновесие.
Преимущества и недостатки
В чем же преимущество такого вида взаимовыгодных расчетов, почему клиринг становится все популярнее?
- Высокая скорость вращения денег.
- Надежность расчетов.
- Низкие издержки на выполнение денежных операций.
- Простота платежных транзакций.
- Клиринг позволяет уменьшить сумму взаимных задолженностей, если таковые имеются.
Недостатки – риски, которым подвергаются все участники соглашения:
- Значительные колебания цен на рынке.
- Нарушение временных рамок одним из участников договора.
- Так как безналичный расчет производится в основном с помощью электронных систем, риск потерь связанный с функционированием этих ресурсов и сервисов.
- Риск получения неправильных данных всех участников цепочки.
- Риск упущения денежной выгоды.
- Банкротство.
Гарантийное обеспечение
Фонд, обеспечивающий безопасность участников договора при соглашении о безналичных расчетах, формируется из средств самих сторон. Это могут быть: деньги, ценные бумаги.
Взносы идут на:
- Обеспечение исполнения обязательств в случае недостаточности денег на счетах участника соглашения.
- Обеспечение исполнения обязательств, если денег не хватает на счетах клиента участника соглашения.
Порядок хранения и использования, создания взносов предусматривает:
- Размеры денежных вложений в фонд.
- Определение какие суммы и на что могут быть использованы при обеспечении безопасности сделки.
- Схему вынесения денежных средств.
По решению организации обеспечивающей безопасность безналичных расчетов может быть создано несколько гарантийных фондов для разных целей. Деньги размещаются на счетах, принадлежащих клиринговой компании. О любом их перемещении сообщается всем участникам договора. Таким образом, клиринг становится практически безопасным видом безналичных расчетов.
Правила клиринга НКЦ
НКЦ – национальный клиринговый центр, который выполняет обязанности клиринговой организации и распространил свои функции на все возможные рынки: фондовый, товарный, драгоценных металлов и срочный. Центр берет на себя возможные риски по заключаемым сделкам и выступает посредником между сторонами. Для тех, кто хочет стать участником клиринга, банк создал список правил: общих положений, прав и обязанностей, на основании которых он предоставляет услуги клиринговой организации. Вот некоторые из них:
- Любой участник должен заключить договор об оказании услуг и соблюдать указанные права и обязанности.
- Расчеты осуществляются в рублях или другой иностранной валюте.
- Размер оплаты клиринговых услуг устанавливается с учетом тарифа предусмотренного правилами центра.
- Любые документы предоставляемые сторонами сделки будут рассматриваться как конфиденциальные.
- Клиринговый центр имеет право принимать меры по определению источников получения финансовых средств, имущества вносимого участниками.
- Формы и способы предоставляемых документов клиентами должны соответствовать внутренним правилам НКЦ. Необходимые документы раскрываются на сайте.
- Сотрудники центра имеют право ограничить определенные операции в необходимый расчетный день. О принятии данного решения клиентам сообщается заранее.
Итак, мы рассказали вам про клиринг, что это – понятие, которое заменило привычный бартер. Такая сделка сегодня оформляется официально с соблюдением всех возможных законов и норм не только между собой, но и на мировом уровне.
Видео про основы клиринга
В данной передаче «Словарь трейдера» Ирина простым и доступным языком расскажет, что такое клиринг и как он проводится: