«УУД по ФГОС» – что это такое? Что означает данная аббревиатура?
Пролистывая очередные распоряжения или методическую литературу по проведению образовательного процесса можно наткнуться на словосочетание УУД по ФГОС, что это такое и почему бы не употреблять вместо двух аббревиатур более понятные слова? Специалисты, для которых изначально и предназначалась эта литература, прекрасно понимают сокращения, ведь в своей работе они сталкиваются с ними ежедневно. А вот стороннему читателю приходится задуматься.
Что такое УУД?
Лучше разобрать оба понятия по отдельности, а уже потом соединить их и прийти к какому-то выводу.
Вот видите, расшифровка не всегда способствует пониманию, ведь ситуацию ничуть не прояснилась. Под этими тремя словами подразумевается:
- Способность человека учиться, получать новые знания.
- Возможность усваивать новую, полезную для себя информацию.
- Осмысление необходимости получения образования.
- Понятие и принятие самого процесса и всех его составляющих.
Понятие было разработано еще в прошлом веке, в Союзе. В те времена педагогика активно развивалась, закладывались основы ее новых направлений. Так уж случилось, что именно это понятие прижилось и используется по сегодняшний день на всех возможных уровнях.
Что такое ФГОС?
Вторая аббревиатура чуть проще, сразу после расшифровки ее смысл станет очевидным. Федеральный государственный образовательный стандарт:
- Представляет собой список требований, предъявляемых к государственным образовательным учреждениям. Как правило, речь идет о школах.
- Стандарт принят в соответствии «Закона об образовании».
- С 1 сентября 2011 года все школы работают по обновленному стандарту.
Можно разделить на три категории все требования ФГОС:
- Непосредственно к структуре образовательного процесса. Должен иметься составленный и утвержденный план, который поспособствует оптимальному продвижению учащихся в плане обучения.
- К реализации этого самого плана. Если за первый пункт была ответственна администрация и методические отделы, то здесь вся ответственность ложится на плечи самих учителей.
- К результатам. Да-да, именно результаты школьников являются наглядной демонстрацией соблюдения всех правил. Речь не идет о каких-то единичных плохих или хороших показателях, учитывается обще-статистическое значение по всей школе.
Какие бывают УУД?
УУД разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. Но основной упор, в последние годы, делается на обучение работе с компьютерной техникой и усвоению основ информационных технологий. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:
- Личностные. Помогает учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует формированию нравственной и этической оценке.
- Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
- Коммуникативные. Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать долгие годы, уже по завершению обучения.
- Регулятивные. Способность составлять план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный навык, который можно приобрести, учась в школе.
Плюсы и минусы домашнего обучения
С каждым годом все больше и больше родителей выбирают домашнее обучению, как альтернативу школе. Для этого могут быть объективные показатели, связанные с умственным и физическим здоровьем ребенка. Но в большинстве своем, отказ от школы связан со страхом, и нежеланием отпускать от себя свое дитя. К чему это может привести?
Выпускник школы |
На домашнем обучении |
Быстро усваивает значимость социального взаимодействия |
Мир социальных взаимодействий остается закрытым, вплоть до поступления в университет |
Старается окружить себя надежными друзьями и товарищами. Учит помогать им и надеяться на взаимовыручку. |
Обычно не контактирует ни с кем, кроме семьи. С трудом заводит друзей и даже просто новые знакомства. |
Может подвергаться нападкам, со стороны сверстников. |
Находится в «зоне комфорта», где ничего плохого произойти просто не может. |
За годы учебы вырабатывает способы противодействия ущемлению своих прав. |
Он абсолютно беззащитен в дальнейшем, в социальном плане. |
Всех «под одну гребенку»?
Но давайте подумаем, так уж ли хороша вся эта стандартизация? Каждый ребенок – индивидуальность. Он еще практически ничего не знает и не умеет, поэтому его мышления не ограничено какими-то строгими рамками.
Все эти стандарты двояко влияют на ребенка:
- С одной стороны он усваивает нормы морали, поведения в обществе. Это способствует формированию его личности и медленному продвижению к намеченной цели.
- Но при этом ставит в жесткие рамки. Говорит, что может быть так и никак иначе. Устанавливает одни единственно правильные значения, отвергая все остальные.
УУД по ФГОС представляет собой набор требований ко всему образовательному процессу. В основе его лежит желание не только предоставить учащимся возможность усвоить все необходимые знания. За этим скрывается потребность в формировании целостной личности, способной не только к дальнейшему обучению, но и к нормальному функционированию в рамках сообщества.
Если вам в тексте встретилась аббревиатура УУД по ФГОС, что это такое лучше сразу выяснить. Незнание основ может сыграть злую шутку.
Видео об УУД по ФГОС
На этом видео практический семинар, который проводила заслуженный преподаватель России Елена Свиридова. В нем она расскажет о формировании УУД по ФГОС в основном общем начальном образовании: