Зачем Смерти коса, почему ее изображают с этим орудием? Что символизирует данный атрибут?
Большую часть истории людей долгая и спокойная жизнь была скорее исключением, чем правилом. Вероятно, именно с этим связано трепетно-уважительное отношение к божествам, сопровождающим человека в мир иной. Ввиду особой важности, образ таких существ не случаен и тщательно продуман за многие сотни лет. Многие не знают, зачем Смерти коса, но это орудие имеет особое предназначение.
Персонификация Смерти у различных народов
Подобное представление является доминирующим в современной массовой культуре, но далеко не единственное:
- В Древней Греции в последний путь провожал Танатос, божество с образом бородатого и крылатого мужчины или – реже – молодого мальчика. Работа его заключалась в сопровождении людей в подземный мир. Он передавал умерших в руки Харону, который переправлял их через реку Стикс;
- У ирландцев аналогичные функции исполнял злобный дух Дуллахан, статный мужчина на черном коне с огромными глазами и доходящим до ушей оскалом. Он останавливался возле дома и называл имя человека, которого забирал с собой – и последний тут же умирал;
- Нидерландский Магере-Хайн представлял собой скелет. Образ сформировался в Позднее Средневековье, не без влияния христианства (так называемая «пляска смерти», популярный сюжет в культуре того времени);
- Скандинавская богиня Хель имела на «вооружении» метлу или грабли.
Библейский Ангел-губитель
Этому божеству уделено немало страниц Священного Писания:
- Он был создан Богом в первый день. Живет на небесах и спускается на бренную землю лишь изредка, для исполнения своей основной обязанности;
- Имеет двенадцать крыльев, в отличие от других ангелов;
- В смертный час он является перед несчастным с мечом, с которого истекает желчь. Одна из капель падает на лицо умирающего, отчего оно приобретает характерный желтоватый оттенок. После этого из тела через рот (или горло) выходит душа: именно поэтому Ангел стоит у изголовья;
- Для того чтобы сокрыть себя от посторонних глаз, Ангел облачается в мантию (идру). Последнее не является обязательным: он может превращаться в любое существо по своему желанию. Так во время чумы он оборачивается нищим, бродящим посреди улицы.
Римско-католическая церковь привнесла некоторые коррективы в изначальное библейское представление. Смертоносных ангелов два: Михаил и Самаэль. Первый является носителем добра и сопровождает души в пути на небеса. Второй более противоречивый.
Кроме того, Смерть у католиков является одним из четырех всадников Апокалипсиса, изображенных в книге Откровения.
Исламские представления о смерти
Мусульманским собратом Ангела-губителя является Маляк аль-маут. Коран описывает его так:
- Внешний вид его зависит от поступков человека, которые тот совершал на протяжении всей жизни. Праведникам в последний миг предстанет прекрасное создание. Грешники увидят ужасного монстра;
- Во время жизни на небесах он имеет обличье мужчины с четырьмя лицами и четырьмя тысячами крыльев. Все тело его состоит из глаз и языков, число которых соответствует количеству людей, населяющих Землю;
- Болезненность извлечения души зависит от соотношения хороших и плохих поступков. Чем больше добрых дел совершено, тем меньше боли испытает человек при встрече с Маляк аль-маутом;
- Исполнив свою обязанность, он вычеркивает имя умершего из книги жизни. Последним в этом списке значится он сам;
- Смерть в исламе имеет особое толкование. Это не конец жизни, а ее продолжение в новой форме. Поэтому Ангел, ее несущий, является помощником Всевышнего (Аллаха) и относится к нему «с самым глубоким почтением»;
- В некоторых мусульманских источниках описаны беседы Маляк аль-маута с пророками. Участником самой известной из них был Моисей. Идрис (так зовут пророка в исламском прочтении) предложил своему визави еду, но тот отказался. Затем ангел показал своему спутнику небеса.
Образ Марены у славян
Если у большинства европейских и азиатских народов Смерть имеет мужское обличье, то у славян – женское:
- Первое упоминание мифологического персонажа с именем Марена датируется XII веком. Предназначение его выдает этимология, а именно индоевропейский корень «мор», который встречается в слове «умирать» и даже в имени римского бога войны Марса;
- Народы Восточной Европы имеют давнюю традицию сжигания чучела Марены в конце зимы – начале весны. Обычай сопровождается народными гуляниями и символизирует конец темных зимних дней, победу жизни;
- В момент сожжения божество предстает в виде соломенного чучела, наряженного в яркую, весеннюю одежду. Иногда для этой цели использовали свадебное платье или рубаху последнего умершего на селе;
- В редких случаях чучело божества предают воде. Утопление символизирует спускание Марены в подземный мир, откуда она восстанет в начале следующей зимы. Также тем самым народ пытается задобрить духов воды и обеспечить хороший урожай.
Почему Смерть с косой?
Данное сельскохозяйственное орудие является неизменным атрибутом сверхъестественного существа, сопровождающего человека в мир мертвых.
Существует несколько версий, объясняющих данный факт:
- Коса является символом сбора урожая. Человек с помощью этого инструмента собирает то, что земля родила за несколько теплых месяцев. Точно так же Мрачный Жнец забирает с собой тех, чье время уже пришло;
- Еще в Древне Египте любое острое агротехническое орудие могло быть в любой момент использовано для убийства. Так, крестьяне применяли серпы в восстаниях против деспотической власти. Некоторые образцы холодного оружия до сих пор напоминают внешне серп или косу;
- Изогнутое лезвие косы (серпа) является символом Луны, которая в свою очередь, символизирует скоротечность человеческого существования (вспомнить хотя бы знаменитое «ничто не вечно под луной»).
«Memento mori», – гласит известная латинская поговорка. Рано или поздно даже самым богатым и сильным из нас придется встретиться лицом к лицу с бледнолицей и костлявой старухой. Она забирает человеческую душу, словно новый урожай (зачем Смерти коса и нужна) и отправляется с ней в рай или ад, в зависимости от поступков умершего.
Видео: притча о Смерти и ее косе
В данном ролике Тимур Добролюбов расскажет жуткую притчу, в которой рассказывается, как у Смерти оказалась коса, для чего она ей понадобилась: