Велосипед с широкими, толстыми колесами (фэтбайк): преимущества и недостатки, характеристики, особенности эксплуатации
Предметом сегодняшней статьи как раз станет велосипед, которому нипочем не лед, не грязь, не кочки и не снег. Сегодня мы будем говорить о фэтбайке (Fat bike) – чрезвычайно проходимом виде транспорта, самой толстой частью которого являются его колеса.
История создания этого велосипеда
Многие скептически относятся к велосипеду, справедливо ссылаясь на «сезонность» данного вида транспорта. Действительно, не многие захотят прорываться ранним зимним утром на работу, сквозь ледяной ветер, преодолевая снежные завалы и ледяные преграды.
Даже если перспектива ощутить на себе всю «бодрящую свежесть» зимней погоды вас не пугает, то скорее всего вы столкнетесь с проблемами проходимости вашей техники, ведь не каждый велосипед осилит марш-бросок по суровому off-road’y. Однако не все велосипеды одинаковые.
Несмотря на то, что первое упоминание фэтбайка датируется 1932-м годом (именно тогда, в одном печатном издании, публика увидела изображение велосипеда с аномально огромными колесами, которое в последствии было принято за шутку), его отцом-прародителем является инженер-изобретатель Марк Грюнвальд, житель Аляски.
Суровый климат Аляски и частое отсутствие нормального дорожного покрытия, накладывает определенные ограничение на потенциальные возможности эксплуатации велосипедов. Будучи одаренным изобретателем и страстным велосипедистом, Марк всячески пытался улучшить известную с древних времен конструкцию и добиться повышения проходимости.
Ему нужен был велосипед, способный передвигаться не только в условиях города, по ровным, асфальтированным дорожкам или же относительно ровным проселочным тропам. Ему был нужен транспорт, способный проехать где угодно и в какое угодно время года, будь то зимний, заснеженный лес или весеннее поле, представляющее из себя сплошное месиво из грязи и глины, или даже покрытая ухабинами и острыми камням, горная тропа.
Для достижения своих целей Марк использовал колесные обода, увеличенной ширины (80мм), на которые он натянул трехдюймовые покрышки, растянувшиеся до 9 см в диаметре. После испытания получившихся образцов, Марк Грюнвальд основал фирму «WILDFIREFATBIKE», которая и по сей день занимается выпуском данных велосипедов.
Основные особенности и отличия фэтбайка
Отличительные признаки фэтбайка:
- Ширина шин колеблется от 9,6 до 11,4 см (у обычного горного ширина покрышек обычно максимум 6,5 см)
- Низкое давление в камерах (от 0,2 до 2-х атмосфер);
- Руль с увеличенным показателем ширины (до 7 см);
Во всем остальном оснащение фэтбайка повторяет оснащение обычного горного велосипеда (за исключение необходимости использовать исключительно твердые вилки и дисковые тормоза).
Толстые колеса – секрет успеха данного вида транспорта
Ключевым секретом повышенной проходимости фэтбайка являются его колеса. Комбинация широких, велосипедных шин с пониженным уровнем давления воздуха в камерах, является очень выигрышной.
Такие покрышки позволяют увеличить пятно контакта и перераспределить давление колес на дорожное полотно. Колеса обретают большую мягкость и пластичность, что позволяет им не отскакивать от неровностей, а «заполнять их», обеспечивая лучшее взаимодействие протектора и поверхности.
В случае движения по зыбкой поверхности (снег, песок, грязь), шины с низким давлением утрамбовывают верхние слои, что позволяет преодолевать подобные преграды, не увязнув в них.
Еще одним плюсом широких шин является их способность «амортизировать» дорожные неровности за счет большого количества воздуха в камерах, что позволяет облегчить конструкцию велосипеда, отказавшись от дополнительных узлов подвески. Помимо этого, широкие колеса позитивно влияют на устойчивость велосипеда.
Родные стихии этого транспорта – лесной наст и фирн, замерзшие поверхности водоемов, участки мягкого грунта и грязь, высокая трава и каменистые тропы, пляжи и зыбкие пески пустынь.
Эксплуатация в городских условиях
Увеличение давления в шинных камерах фэтбайка делает его обычным горным велосипедом, пригодным для катания по городу и стандартным трассам. Покорять городские просторы на низком давлении – не самая простая задача, поскольку увеличенное пятно контакта и далеко не маленький вес велосипеда (14-17кг), будут требовать от райдера повышенных усилий для передвижения.
Существует также вероятность бокового сноса – необходимо учитывать эту опасность при езде в плотном, городском потоке.
Плюсы и минусы фэтбайка
Подводя итоги, хочется сконцентрироваться на конкретном перечне плюсов и минусов фэтбайка, на который стоит ориентироваться при покупке данного вида велосипедов.
Плюсы:
- Проходимость (проедет где угодно);
- Утилитарность (можно кататься в любое время года);
- Доступность запчастей и взаимозаменяемость;
- Развивает выносливость и укрепляет физическую форму;
- Стремительно развивающееся сообщество приверженцев.
Минусы:
- Требует повышенных затрат физических сил при обычной, городской езде;
- Низкие скоростные показатели;
- Низкая управляемость в резких поворотах;
- Большой вес;
- Цена (начинается от 14 тысяч рублей).
Фэтбайк – относительно молодой вид велосипеда, однако он стремительно набирает обороты, каждый год собирая вокруг себя все новых и новых фанатов.
Видео: обзор и тест-драйв «ширококолесного» транспорта
В данном ролике Антон Морозов покажет, какие преимущества имеет фэтбайк, по сравнению с обычным велосипедом, как он едет по снегу: