Сборник ответов на ваши вопросы

ГлавнаяКатегорияОбразование → Как развивалась авиация в СССР?

История развития авиации СССР. Как развивалось самолетостроение в прошлом веке?

Краткое содержание статьи:

 

Один из отечественных государственных деятелей утверждал, что все союзники нашей страны – армия и флот. Авиации, на тот момент, ещё не существовало как рода войск, даже в планах, так что о возможности возникновения третьего союзника политик попросту не знал.

 

Развитие авиации в СССР

 

Досоветский период в становлении авиации

Советский Союз не возник из воздуха, у него была своя материально-техническая база и имя ей Российская Империя. Уже на досоветском периоде проводились успешные испытания и существовали серийные самолёты. Самым известным примером является «Ильям Муромец» – самый массивный бомбардировщик того времени, представляющий собой летающую крепость, а не хлипкое воздушное судно.

К сожалению, у Империи было множество проблем и не все они носили исключительно политические цвета. Экономика государства не могла соперничать со своими европейскими конкурентами. Несколько улучшили ситуацию займы, обеспечившие рост промышленности и некоторое улучшение ситуации. Вот только одна проблема – долги пришлось бы возвращать, если бы не две, последовавшие одна за другой, революции.

Точные сведения получить сейчас проблематично, но мы знаем, что в Гражданской войне было задействовано не более 350 самолётов. Если учесть возможности производства, мы приходим к выводу, что РИ оставила после себя не более 200 летательных средств, которые можно было бы использовать во время боевых действий. Учитывая численность населения – весьма скромные цифры.

Самый популярный советский самолет

 

Воздушный флот после Гражданской войны

Все 20-е годы ушли на модернизацию и количественный рост ВВС:

  • Разведывательная авиация практически исчезла, как класс;
  • Были разработаны десятки новых моделей самолётов, что усложняло обучение пилотов, но сулило новыми перспективами в плане ведения боевых действий;
  • Появились бомбардировщики, способные отправляться на средние и дальние дистанции;
  • После окончания Гражданской войны не имелось возможности реального применения авиации, в условиях боевых действий;
  • Наладилось отечественное производство, СССР уже не нуждался в экспортных образцах.

По итогам – конструкторские бюро радовали новинками, заводы в ускоренных темпах выпускали с конвейера новые образцы. Ряды военно-воздушных сил пополнялись, мальчишки мечтали о небе, а каждый взлёт всё ещё считался чем-то удивительным.

В технологическом плане особых проблем не возникало, но бросался в глаза тот факт, что Запад опережал в плане наращивания воздушного флота. Как в количественных показателях, так и по качественному уровню.

Воздушный флот и Гражданская война

 

Советские воздушные силы в 30-х

30-е годы изменили всё:

  1. Боевые действия в Испании и на Халхин-Голе дали возможность применять авиацию в полевых условиях;
  2. По вооружённым силам прошлась волна зачисток, коснувшаяся и авиационное крыло – было потеряно множество опытных пилотов;
  3. Разведывательные самолёты практически перестали существовать;
  4. Каждый пилот получил офицерское звание;
  5. Появились воздушно-десантные войска;
  6. Были пущены в производство скоростные бомбардировщики, на которые и был сделан весь упор.

Если разгром японцев можно было считать успехом не только сухопутных сил, но и ВВС, то с Испанией всё было несколько сложнее. Первоначальное «господство в воздухе», которого удалось добиться в 1936 году, вскоре было утрачено в связи с появившимися новейшими немецкими истребителями.

Несмотря на проявленное мужество советских пилотов, война закончилась безоговорочной победой фашистского режима. Именно этот момент можно считать отправной точкой, когда многие солдаты разуверились в непобедимости советского оружия.

Впрочем, впереди их ещё ждала Зимняя война и сражения в ходе Великой Отечественной.

Советские самолеты 30 х годов

 

Переход к реактивной авиации

На описание событий 1941-1945 годов уйдут многие недели. Советский Союз обладал лучшими в мире сухопутными силами, во всяком случае, по состоянию на вторую половину войны. Но и происходившее в воздухе имело огромное значение для исхода боевых действий. Подвиг поршневых самолётов, использовавшихся в ходе всех событий, не был забыт, но к ним на смену пришла реактивная авиация.

Первые экспериментальные образцы были уже в 1945 году, но серийное производство запустили несколько позже. Истребители этого поколения летали на дозвуковых скоростях, но обладали неоспоримым преимуществом по сравнению с двигателями внутреннего сгорания – они были в 1.5 раза быстрее.

Преодолеть порог скорости звука получилось лишь в 1950-х годах, но первые сверхзвуковые самолёты отличались от современных образцов авиации.

Вторая волна преодолевших скорость звука истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков имели полноценное вооружение, в отличие от своих предшественников. Возможность снабдить самолёты тяжёлым вооружением привела к первым воздушным боям и сверхзвуковым таранам.

По большому счёту, именно в то время были заложены основы современной авиации, выбран дальнейший путь развития. Если взглянуть на современные образцы самолётов и на представленные в музеях модели, можно найти очевидное внешнее сходство.

Реактивная авиация 20 века

 

Основные задачи авиации

Глупо было бы говорить об авиации, не вспомнив её самых важных задач:

  • Уничтожение объектов инфраструктуры врага;
  • Завоевание «господства в воздухе»;
  • Осуществление разведывательных миссий;
  • Поддержка с воздуха наступающих сухопутных сил;
  • Конвоирование судов в открытом море;
  • Переброска сил по воздуху;
  • Участие в операциях сил специального назначения.

В XX веке человек покорил небо и сразу же решил использовать его для своих военных целей. Если одна из сторон конфликта завоюет преимущество в воздухе, их противники уже никогда не смогут почувствовать себя в безопасности на земле. И речь не всегда идёт о реальном ущербе – человеческих и ресурсных потерях. Это психологическое давление, которое может заставить сломаться даже самых сильных солдат.

Сегодня нами покорён уже и ближний космос, по орбите движутся тысячи спутников – не все из них являются гражданскими. Если удар из космоса пугал наших предшественников, космическая атака может стать реальной угрозой для нас и наших детей.

Советская авиация на протяжении многих десятилетий внушала страх и уважение всем возможным противникам. К сожалению, политические события в стране привели к тому, что некогда грозный противник превратился в пылящуюся на складах и полигонах рухлядь.

Современные Российские истребители

 

Видео про штурмовики в СССР

В данном ролике историк Сергей Ульянов расскажет, какие самолеты советского производства помогали громить отряды врага:

Это интересно:
Ваш комментарий (без регистрации):


Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера





Аватар
Белль  17:48, 01 август

Сразу же, как я посмотрела фильм "Железный человек" (мне было восемь лет отроду) , я заинтересовалась авиацией. Мне хотелось однажды спроектировать костюм, как у Тони Старка, и отправиться в нём спасать мир. Причём от кого спасать - совершенно непринципиально. Мои исследования кончились сгоревшим сараем и напуганным до смерти дедушкой. Теперь спасаю свою страну другим способом - присоединилась к предвыборной кампании Навального.

Ответить
Аватар
Kelly  17:35, 29 январь

Хорошо, что со времён СССР авиационная сфера так продвинулась. Теперь каждый человек может летать в облаках, словно птица. А эти беспелотники ? Какой прогресс. А ещё очень нравятся фигурные полёты на 9 мая.

Ответить