История развития авиации СССР. Как развивалось самолетостроение в прошлом веке?
Один из отечественных государственных деятелей утверждал, что все союзники нашей страны – армия и флот. Авиации, на тот момент, ещё не существовало как рода войск, даже в планах, так что о возможности возникновения третьего союзника политик попросту не знал.
Досоветский период в становлении авиации
Советский Союз не возник из воздуха, у него была своя материально-техническая база и имя ей Российская Империя. Уже на досоветском периоде проводились успешные испытания и существовали серийные самолёты. Самым известным примером является «Ильям Муромец» – самый массивный бомбардировщик того времени, представляющий собой летающую крепость, а не хлипкое воздушное судно.
К сожалению, у Империи было множество проблем и не все они носили исключительно политические цвета. Экономика государства не могла соперничать со своими европейскими конкурентами. Несколько улучшили ситуацию займы, обеспечившие рост промышленности и некоторое улучшение ситуации. Вот только одна проблема – долги пришлось бы возвращать, если бы не две, последовавшие одна за другой, революции.
Точные сведения получить сейчас проблематично, но мы знаем, что в Гражданской войне было задействовано не более 350 самолётов. Если учесть возможности производства, мы приходим к выводу, что РИ оставила после себя не более 200 летательных средств, которые можно было бы использовать во время боевых действий. Учитывая численность населения – весьма скромные цифры.
Воздушный флот после Гражданской войны
Все 20-е годы ушли на модернизацию и количественный рост ВВС:
- Разведывательная авиация практически исчезла, как класс;
- Были разработаны десятки новых моделей самолётов, что усложняло обучение пилотов, но сулило новыми перспективами в плане ведения боевых действий;
- Появились бомбардировщики, способные отправляться на средние и дальние дистанции;
- После окончания Гражданской войны не имелось возможности реального применения авиации, в условиях боевых действий;
- Наладилось отечественное производство, СССР уже не нуждался в экспортных образцах.
В технологическом плане особых проблем не возникало, но бросался в глаза тот факт, что Запад опережал в плане наращивания воздушного флота. Как в количественных показателях, так и по качественному уровню.
Советские воздушные силы в 30-х
30-е годы изменили всё:
- Боевые действия в Испании и на Халхин-Голе дали возможность применять авиацию в полевых условиях;
- По вооружённым силам прошлась волна зачисток, коснувшаяся и авиационное крыло – было потеряно множество опытных пилотов;
- Разведывательные самолёты практически перестали существовать;
- Каждый пилот получил офицерское звание;
- Появились воздушно-десантные войска;
- Были пущены в производство скоростные бомбардировщики, на которые и был сделан весь упор.
Если разгром японцев можно было считать успехом не только сухопутных сил, но и ВВС, то с Испанией всё было несколько сложнее. Первоначальное «господство в воздухе», которого удалось добиться в 1936 году, вскоре было утрачено в связи с появившимися новейшими немецкими истребителями.
Несмотря на проявленное мужество советских пилотов, война закончилась безоговорочной победой фашистского режима. Именно этот момент можно считать отправной точкой, когда многие солдаты разуверились в непобедимости советского оружия.
Впрочем, впереди их ещё ждала Зимняя война и сражения в ходе Великой Отечественной.
Переход к реактивной авиации
На описание событий 1941-1945 годов уйдут многие недели. Советский Союз обладал лучшими в мире сухопутными силами, во всяком случае, по состоянию на вторую половину войны. Но и происходившее в воздухе имело огромное значение для исхода боевых действий. Подвиг поршневых самолётов, использовавшихся в ходе всех событий, не был забыт, но к ним на смену пришла реактивная авиация.
Первые экспериментальные образцы были уже в 1945 году, но серийное производство запустили несколько позже. Истребители этого поколения летали на дозвуковых скоростях, но обладали неоспоримым преимуществом по сравнению с двигателями внутреннего сгорания – они были в 1.5 раза быстрее.
Вторая волна преодолевших скорость звука истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков имели полноценное вооружение, в отличие от своих предшественников. Возможность снабдить самолёты тяжёлым вооружением привела к первым воздушным боям и сверхзвуковым таранам.
По большому счёту, именно в то время были заложены основы современной авиации, выбран дальнейший путь развития. Если взглянуть на современные образцы самолётов и на представленные в музеях модели, можно найти очевидное внешнее сходство.
Основные задачи авиации
Глупо было бы говорить об авиации, не вспомнив её самых важных задач:
- Уничтожение объектов инфраструктуры врага;
- Завоевание «господства в воздухе»;
- Осуществление разведывательных миссий;
- Поддержка с воздуха наступающих сухопутных сил;
- Конвоирование судов в открытом море;
- Переброска сил по воздуху;
- Участие в операциях сил специального назначения.
В XX веке человек покорил небо и сразу же решил использовать его для своих военных целей. Если одна из сторон конфликта завоюет преимущество в воздухе, их противники уже никогда не смогут почувствовать себя в безопасности на земле. И речь не всегда идёт о реальном ущербе – человеческих и ресурсных потерях. Это психологическое давление, которое может заставить сломаться даже самых сильных солдат.
Сегодня нами покорён уже и ближний космос, по орбите движутся тысячи спутников – не все из них являются гражданскими. Если удар из космоса пугал наших предшественников, космическая атака может стать реальной угрозой для нас и наших детей.
Советская авиация на протяжении многих десятилетий внушала страх и уважение всем возможным противникам. К сожалению, политические события в стране привели к тому, что некогда грозный противник превратился в пылящуюся на складах и полигонах рухлядь.
Видео про штурмовики в СССР
В данном ролике историк Сергей Ульянов расскажет, какие самолеты советского производства помогали громить отряды врага: